«Тренируемся, где готовились хорваты. Играть будем, где базировались бразильцы»
– С новосельем! Как прошел первый рабочий день в Сочи?
– Прилетели во вторник. Пока разместились, пока решили бытовые вопросы… Первый рабочий день у нас только сегодня, и его итоги подводить рано. В Сочи жарко – тренировка будет вечером. Пройдет на поле, построенном к чемпионату мира. Перед четвертьфиналом со сборной России там готовилась Хорватия.
– Где разместились?
– В гостинице «Весна».
– Для футболистов, тренера и персонала клуб снимет жилье?
– Ну, да. Поскольку своей базы у нас тут пока нет, снимут апартаменты – это более экономично, чем жить в гостинице.
– На «Фиште» сейчас демонтаж оборудования после чемпионата мира. Значит, стартовый матч со «Спартаком-2» 17 июля вы проведете на стадионе «Юг Спорт»?
– Это тот самый Центральный стадион имени Славы Метрвели. Там прошла реконструкция – в ходе чемпионата мира он служил базой для сборной Бразилии. Газон и подтрибунные помещения – все, естественно, на высоком уровне. Хотя в целом стадион не претерпел глобальных изменений, он в том же виде, в каком был в период выступлений «Жемчужины». Когда переберемся на «Фишт»? Честно говоря, пока не готов ответить на этот вопрос, много организационных моментов. (По данным «Матч ТВ», вторую домашнюю встречу с «Химками» «Сочи» тоже проведет на «Юг-Спорте», а премьера на «Фиште» состоится 18 августа в 7-м туре, когда в гости приедет «Нижний Новгород» с Дмитрием Черышевым во главе.)
– На какую зрительскую аудиторию рассчитывает клуб?
– Сочи – достаточно футбольный город, а чемпионат мира еще больше усилил ажиотаж. Рассчитываем на поддержку как со стороны местного населения, так и со стороны отдыхающих, среди которых тоже много болельщиков. Все будет зависеть от нас – от результатов, от качества игры.
– Ой, не скажите! В прошлом сезоне средняя посещаемость «Динамо» дома составила 691 человек – меньше только у фарм-клубов «Спартака» и «Зенита». И это при том, что ваша команда была одной из самых зрелищных в ФНЛ.
– Название «Динамо-Санкт-Петербург» – это история, но за те годы, что клуб был в кризисе, многие болельщики от него отвернулись, забыли. Может, не хватило времени, чтобы вернуть электорат. Под занавес сезона посещаемость стала увеличиваться. И хотя конкурировать с «Зенитом» в любом случае было бы тяжело, вопрос-то в ином – кроме наших руководителей клуб в Санкт-Петербурге по большому счету был никому не нужен. Для того, чтобы команда там базировалась, не было никаких условий. Несмотря на выигрыш в Кубке России у «Зенита», альтернативы переезду, наверное, не существовало.
«Вопрос не в эмблеме, главное – чтобы футболисты играли за клуб сердцем»
– «Один город – одна команда»? Сколько в Петербурге было футбольных проектов, но все они рано или поздно закрывались.
– Видимо, на сегодняшний день это реализм.
– Победа над «Зенитом» (3:2) – пока самый яркий успех в вашей тренерской карьере?
– По значимости, по резонансу – наверное, да. Хотя, надеюсь, главные успехи еще впереди.
– Говорят, после игры в раздевалке вы сказали игрокам, у которых зашкаливал эмоциональный градус: кто не в состоянии, может не лететь на календарную игру в Новосибирск.
– Я сказал немного по-другому: «Если кто-то не готов, лучше останьтесь дома». Потому что в Новосибирск надо было лететь за результатом. А играть предстояло уже через три дня. Конечно, ребята были выхолощены. Мы понимали, что матч с «Сибирью» получится даже еще более сложным – после «Зенита» к нам было совсем другое отношение. Но в итоге полетели все. Если кого-то и не было, то по карточкам или из-за травм. Сыграли 1:1.
– И все же – не грустно покидать Северную столицу?
– Всегда грустно срываться с насиженного места. Но мы люди подневольные. Если хочешь дальше работать и развиваться, надо быть готовым ко всему.
– О возможном переезде «Динамо» в Сочи я узнал еще в начале весны – это была бомба. А вы когда?
– Разговоры начались в марте. Конкретика появилась ближе к концу первенства.
– Какова была ваша реакция?
– Честно говоря, в тот момент я еще думал о текущем сезоне. Потом имел беседу с руководством. Там было два варианта: либо Сочи, либо мы закрываемся. Сами все понимаете.
– С владельцем клуба Борисом Ротенбергом когда в последний раз общались?
– В начале прошлого сезона.
– Эмблему «Сочи» видели?
– Видел. Хорошая эмблема – красивый хищный зверь. Надеюсь, она принесет удачу. Но вопрос не в эмблеме, в том, чтобы футболисты отдавались на поле за «Сочи» всем сердцем. А то, что у тебя на груди, имеет, скажем так, не главенствующее значение.
«Задачи поставят, когда закроем трансферы»
– Почему вы долго не переподписывали контракт?
– Это было связано с организационными и техническими моментами – клуб менял название, юридический адрес.
– Разговор о задачах с руководством был?
– Пока нет. В команде еще возможны изменения. Когда закроем трансферы, тогда и будет понятно, за что мы можем бороться.
– Ваша команда стала главным открытием прошлого сезона, финишировав на 6-м месте. Для дебютанта круто, но ведь могли и за стыки побороться.
– Не просто могли, а обязаны были зацепиться за стыки – это мое мнение. Но, значит, были не готовы. Где-то недоработали, удачи не хватило. Кроме того, к нам изменилось отношение. Не скажу, что мы весной кому-то уступали по игре, однако нас немного не хватало на то, чтобы переводить ничейные результаты в победы. Ничьи – не поражения, за них тоже начисляются очки, но они к нам просто прилипли. Во многих матчах имели преимущество по игре и моментам – к сожалению, были проблемы в реализации. Зато когда уже потеряли шансы попасть в четверку, одолели «Балтику» – 3:1. (Поражение от «Динамо» поставило крест на надеждах калининградцев попасть в стыки. – прим.авт.).
– Если резюмировать экспертные мнения о «Динамо», ключевые слова – «яркая игра», «зрелищность», «креатив», «хаос в обороне».
– Как такового хаоса не было. Поскольку старались играть в атакующий футбол, не всегда удавалось держать баланс. Это первое. А второе – игроки обороны должны обладать индивидуальным мастерством, чтобы правильно реагировать на происходящее на поле. Поэтому у нас и большие изменения в составе. Линия защиты практически новая. Пытаемся выйти на более высокий уровень.
– Наверняка знаете о синдроме «второго сезона». Не поэтому ли поменяли обойму столь радикально?
– Просто хотим показывать более качественный и сбалансированный футбол. Хотя задачи пока не сформированы, понимаем, что должны выступить как минимум не хуже, чем в прошлом сезоне. Ну и некоторые игроки от нас ушли: кто-то на повышение, кто-то – на лучшие контракты.
– На полузащитника Артема Кулишева, ставшего лучшим бомбардиром ФНЛ, претендовали российские топы, по нему делала официальное предложение «Уфа», но он оказался в «Оренбурге»…
– В первую очередь это выбор Артема. Он посчитал, что в уральской команде ему будет комфортней прогрессировать. И потом «Оренбург» был самым настойчивым. Первое предложение от него по Кулишеву поступило еще зимой, раньше остальных.
– Почему отказались от хавбека, определявшего лицо команды – опытного экс-зенитовца Олега Власова?
– Власов был для нас достаточно высокооплачиваемым футболистом. Помимо того, руководство посчитало, что надо омолодить команду. Она не то чтобы пожилая была, но на подходе к этому. Зато сейчас будет одной из самых молодых в ФНЛ со средним возрастом в районе 22 лет.
– С учетом увеличения бюджета клуба, честно говоря, ожидал от вас более громких приобретений.
– Не знаю, откуда у вас данные об увеличении бюджета. По крайней мере мы на себе подобного не почувствовали. Вы же понимаете, что переезд в другой регион несет определенные расходы. Не в курсе, честно говоря, какой у нас бюджет, но, со слов руководства, он не будет отличаться от прошлогоднего. А селекция еще продолжается.
Сергей Ильёв, Матч ТВ